Существительное
- Неправильный выбор падежного окончания:
облаки вм. облака, выбора вм. выборы, с повидлой вм. с повидлом, без рельс вм. без рельсов, нет время вм. нет времени;
- Неверный выбор падежа: удивляюсь его силой вм. удивляюсь его силе; жажда к славе вм. жажда славы; мечта к свободе вм. мечта о свободе.
- Существительные мужского рода 2 склонения в родительном падеже в устойчивых фразеологических сочетаниях должны иметь окончание -у (а не -а). Примеры ошибок: Ни слуха ни духа вм. Ни слуху ни духу; С мира по нитке вм. С миру по нитке.
Существительные мужского рода 2 склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание -у, в случае объектного значения – окончание -е: Деревья в вишнёвом саду (НЕ в саде!); Декорации в “Вишнёвом саде” (НЕ в саду!).
- Не допускается образование множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных (форма мн. ч. может быть образована, только если существительное употребляется в конкретном значении или если говорится о сортах или видах вещества: радости жизни, животные жиры): В партизанском движении (НЕ в партизанских движениях!) участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственно тонкое понимание (НЕ понимания!) русской природы.
- Несочетаемость форм управления: Обнародована петиция, подписанная свыше миллиона граждан вм. Обнародована петиция, подписанная свыше, чем миллионом граждан.
Прилагательное
- В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы прилагательного. Пример ошибки: Жизненный путь героя тяжёл и трагичный. вм. Жизненный путь героя тяжёл и трагичен.
- Зависимые слова могут быть только при краткой форме прилагательного: Сюжет рассказа интересен (НЕ интересный!) во многих отношениях.
- Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Пример ошибки: Это произведение более худшее вм. Это произведение ещё хуже. Самый способнейший студент вм. Самый способный студент.
- Формы на -енен в современном языке малоупотребительны, более предпочтительны формы на -ен: Его вклад в работу был существен (НЕ существенен!).
Числительное
- При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав: В окружности озеро составило около четырёхсот шестидесяти пяти (НЕ четыреста шестьдесят пяти!) метров.; при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого (НЕ тысячи восьмисот четвёртого!) года.
- Собирательные числительные (двое, трое) и проч. не должны употребляться с существительными, обозначающими животных и лиц женского пола. Примеры ошибок: двое шахматисток вм. две шахматистки, трое зайцев вм. три зайца.
- Недопустимо употребление формы оба с существительными женского рода (собирательное числительное оба имеет две формы: для мужского и среднего рода – оба, для женского – обе): в обеих (НЕ в обоих!) квартирах, обеими (НЕ обоими!) подругами.
Местоимение
- Ошибочное образование форм местоимений: ихний ребёнок вм. их ребёнок, около его вм. около него.
- Сочетания для ней, от ней имеют архаический или просторечный характер. Примеры ошибок: Для ней нет имени вм. Для неё нет имени.
- Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность.
Неправильно: Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её (кого – Ниловну или речь Павла?) захватила полиция.
Правильно: Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла.
Неправильно: Встреча Чацкого с
Фамусовым не принесла ему (кому – Чацкому или Фамусову?) ничего хорошего.
Правильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Александровичу ничего хорошего.
- Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение (студенчество, крестьянство, народ и проч.).
Неправильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
Правильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
- Местоимения свой и
себя указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность:
Неправильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих
(чьих – Тургенева или героя?)
ошибок.
Правильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых им ошибок.
Неправильно:
Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе.
(к кому – к помещику или к самому себе?)
Правильно: Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович к нему приехал.
Глагол
- Ошибочное образование глагольных форм: ложит вм.
кладет, ездиет вм. ездит.
- У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа. Вместо них можно использовать конструкции с неопределенной формой этих глаголов: Я могу ощутить (а НЕ я ощущу), я надеюсь победить (а НЕ я побежу), я должен убедить (а НЕ я убежу).
- Недопустимо использование суффикса -ывова- (-ивова-) вместо -ова(-ива): результаты подытоживались (а НЕ подытоживовались)
- При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и пассивного залогов таких глаголов: После лекций слушатели нередко задерживаются в аудиториях (их задерживают или слушатели сами остаются?). Разрешение двусмысленности: После лекций слушателей нередко задерживают в аудиториях либо После лекций слушатели нередко остаются в аудиториях.
- Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов.
Неправильно: Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал только что зарождающиеся в ней явления.
Правильно: Чуткий художник, он откликается (откликался) на события окружающей жизни и отмечает (отмечал) только что зарождающиеся в ней явления.
Причастие
- Недопустимо одновременное использование суффиксов -ова- и
-ем- (-им-): исследоваемый процесс вм. исследуемый процесс.
- Нельзя опускать частицу -ся в причастиях, образованных от возвратных глаголов: В центре повести представитель нарождающегося (НЕ нарождающего!) класса буржуазии.
- Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом-сказуемым или с окружающей лексикой: На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших (НЕ отсутствующих!) по уважительным причинам. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего (НЕ господствующего!) в то время в России.
- Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Пример ошибки: отредактированная рукопись редактором вм. отредактированная редактором рукопись или рукопись, отредактированная редактором.
- Причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному непосредственно (спереди или сзади). Разносить их не следует.
Неправильно: Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
Правильно: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад. Либо: Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад.
Деепричастие
- Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных лиц или предметов.
Неправильно: Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.
Правильно: Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.
- В пределах одного предложения недопустимо употребление деепричастий разного вида и времени.
Неправильно: Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки.
Правильно: Читая статью и отмечая нужный материал, я всегда делаю выписки. (или Прочитав статью и отметив...)
- Недопустимо употребление деепричастий в пассивной конструкции.
Неправильно: На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и уперевшись руками в колени.
Правильно: На картине изображён мальчик, широко расставивший ноги и упершийся руками в колени.
Задания для самопроверки