Нарушение связи между членами простого предложения
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Неправильно: Выставка-просмотр открыт ежедневно.
Правильно: Выставка-просмотр открыта ежедневно.
Неправильно: Несколько ребят вышли из леса.
Правильно: Несколько ребят вышло из леса.
Неправильно: Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими – оказали огромное влияние на мировоззрение Павла.
Правильно: Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими – оказала огромное влияние на мировоззрение Павла.
- Падежное несогласование имен.
Неправильно: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской.
Правильно: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненных неизбывной тоской.
- Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом: Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англии, Франции, Италии (НЕ Англия, Франция, Италия!).
- Сочетание в качестве однородных членов инфинитива и существительного:
Неправильно: Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.
Правильно: Эта книга научила меня честности, смелости и уважению к друзьям.
- Общее зависимое слово при однородных членах предложения, имеющих разное управление.
Неправильно: Трест организовал и руководит предприятиями.
Правильно: Трест организовал предприятия и руководит ими.
- Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов:
Неправильно: Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры.
Правильно: Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры.
- Пропуск необходимых слов:
Неправильно: Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол.
Правильно: Владик кое-как прибил доску и побежал играть в волейбол.
- Нарушение границ предложения (правило не строгое, нарушения могут диктоваться стилевыми особенностями).
Пример:
Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.
Лучше:
Охотник положил ружьё, привязал собаку, и пошёл к зверю.
Нарушение связи между членами сложного предложения
- Загромождение сложного предложения придаточными.
Пример: Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.
Лучше: Врачи считают болезнь настолько серьёзной, что приходится опасаться за жизнь больного.
- Разнотипность частей сложного предложения:
Неправильно: В докладе выдвинуто два положения: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) роль в этой работе широких слоёв интеллигенции.
Правильно: В докладе выдвинуто два положения: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) большую роль в этой работе играют широкие слои интеллигенции (или: необходимо вовлечь в эту работу широкие слои интеллигенции).
- Смешение конструкций главного и придаточного предложений:
Неправильно: Последнее, на чём я остановлюсь, это на вопросе о Ленском.
Правильно: Последнее, на чём я остановлюсь, это вопрос о Ленском.
- Неправильное совмещение конструкций простого и сложного предложений:
Неправильно: Пьеса разоблачает “тёмное царство” и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.
Правильно: Пьеса разоблачает “тёмное царство”, показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.
- Неправильное объединение причастного оборота и придаточного определительного предложения:
Неправильно: На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.
Правильно: На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал.
- Отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного:
Неправильно: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который (дом или Чацкий?) сейчас где-то путешествует.
Правильно: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о выросшем в этом доме Чацком, который сейчас где-то путешествует.
- Неоправданное повторение одинаковых союзов.
Пример: Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
Лучше: Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
- Неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов.
Пример:
Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
Лучше: Он считал, что мы его неправильно поняли. или Он считал, будто мы его неправильно поняли.
- Неверное употребление союзов и союзных слов:
Неправильно: Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.
Правильно: Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение.
- Смешение прямой и косвенной речи:
Неправильно: Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду.
Правильно: Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам он обязательно перейдёт. или Корчагин твёрдо заявляет: “К будёновцам я обязательно перейду”.
Задания для самопроверки