Точка ставится:
в конце повествовательного предложения, простого или сложного: Скупо грело солнце. Ветер шевелил траву, которая давно выгорела.
в конце побудительного предложения при спокойном тоне речи: Напиши письмо. Пойдём.
в конце развернутых рубрик при перечислении:
Утвердить следующий порядок работы:
1. Отчёт правления.
2. Отчёты представителей первичных организаций.
3. Утверждение плана работы.
на месте сокращения: Этот факт освещался и в центральной печати (Изв., 1992 г.).
Вопросительный знак ставится:
в конце простого вопросительного предложения: Кто я? Что я?
в конце сложного предложения, если во всех его частях или в последней части содержится вопрос: Помнишь, как вместе ходили в походы? Неужели вы не знаете, когда это было?
Вопросительный знак не ставится после косвенного вопроса: Выясните у него, что нам делать.
Восклицательный знак ставится:
в конце восклицательного предложения: Не всё продаётся за деньги!
после обращений: Петя! Привет!
после междометий: Ах! Какой грех! Бух! Ухнуло где-то вдали.
после слов да и нет, стоящих перед предложениями: Нет! Никогда я зависти не знал.
В трех последних случаях постановка восклицательного знака необязательна и диктуется намерениями говорящего или пишущего; можно поставить и запятую.
Многоточие ставится:
в начале, середине и конце текста для обозначения незаконченности высказывания, прерванности речи: Помогите мне собраться... А потом посидим напоследок вместе, как сиживали когда-то... Давно...
для обозначения пауз при описании быстро сменяющихся явлений, при неожиданности перехода от одной мысли к другой: Хлынули потоки дождя... запрыгал град... столпились тучи... Вдруг топот!.. Кровь её застыла. Вот ближе... скачут...
в цитатах для указания пропуска слов и предложений: Белинский писал: “...Онегин не был ни холоден, ни сух, ни чёрств... вообще он не был из числа обыкновенных, дюжинных людей”.
Двоеточие ставится:
после обобщающих слов перед однородными членами: Нас было двое: брат и я. Острогой бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, судаки.
перед перечислением при отсутствии обобщающего слова, если надо сигнализировать о нижеследующем перечне: Из-под сена виднелись: самовар, кадка, коробочки, узелки и другие мелочи. На собрании выступили: директор завода Иванов, начальник цеха Петров и токарь Сидоров.
в бессоюзном предложении перед предложением, обозначающим причину, доказательство или раскрывающим содержание предыдущего: Сержусь я на самого себя: сам во всём виноват. Я знаю: в нашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
после слов автора перед прямой речью или цитатой: В телеграмме стояло: “Приезжай!” Жуковский подарил Пушкину портрет с надписью: “Победителю-ученику от побеждённого учителя”.
Точка с запятой:
разделяет распространенные однородные члены без союзов, если внутри них уже есть запятые:
Но куклы, даже в эти годы,
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
разделяет достаточно распространенные предложения внутри сложного предложения: У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту.
ставится в конце рубрик при перечислении:
Только в единственном числе употребляются:
а) некоторые вещественные существительные;
б) некоторые собирательные существительные;
в) абстрактные существительные.
Запятая ставится:
между однородными членами предложения: Кругом росли синие, лиловые, голубые колокольчики.
для выделения вводных слов и предложений, обращений, уточнений, обособленных второстепенных членов, слов да, конечно, ладно, нет, слова что, употребляемого для вопроса: Нет, рано чувства в нём остыли. Что, испугался?
при сравнительных оборотах.
между частями сложного предложения: Настало утро, и все разошлись по домам.
Тире ставится:
между подлежащим и сказуемым на месте пропуска связки: Книга – источник знания.
после однородных членов перед обобщающим словом: В поле, роще, в воздухе – везде царило безмолвие.
перед сказуемым или между сказуемыми для выражения быстроты действия или неожиданности: Левей, левей – и с возом бух в канаву! Пришёл – и всех очаровал.
для обособления некоторых приложений: Со мной был Бим – вечный мой спутник и товарищ. Березин – высокий высохший старик с пожелтевшими от табака пальцами – подошёл к столу и попросил слова. В саду Петя увидел бабушку, Николая Николаевича – соседа по даче, сестру Катю с подругами.
для выделения некоторых вставных и вводных конструкций: Тут – делать нечего – они пожали друг другу руки.
в неполных предложениях и конструкциях: Он сделал семь мазков: три были большими и широкими, два – как запятые и ещё два – точно уколы кистью.
между частями сложного бессоюзного предложения.
для отграничения авторских слов от прямой речи: “Пади, пади!” – раздался крик.
перед репликами диалога:
– Тит! иди молотить!
– Брюхо болит.
– Тит! Иди кашу есть!
– А где моя большая ложка?
между словами и цифрами для указания на пространственные и количественные пределы и интервалы (в значении ‘от ... до’): Поезд Москва – Петербург отправляется через 20 минут. Он подождал 5 – 7 минут.
Скобки используются для выделения вставных конструкций, дополнительно включенных в высказывание сообщений, не согласованных с рядом стоящими частями: В жаркое летнее время (это было в начале июля) мы отправились за ягодами в дальний лес.
Кавычки выделяют:
прямую речь: “Что же будет?” – подумал он.
цитаты: “Краткость – сестра таланта”, – отмечал А. П. Чехов.
названия предприятий, организаций, изданий, литературных произведений и произведений искусства, марок машин, сортов изделий и т. п.: завод “Серп и молот”, журнал “Огонёк”, роман “Белая гвардия”, автомобиль “Москвич”, торт “Юбилейный”.
слова, употребляемые не в своем обычном значении, иронически; слова, впервые предлагаемые; слова устарелые или необычные: Как человек опытный, он начал наставлять меня на “путь истины”. Уже начались “палы”, или лесные пожары.
Абзац (абзацный отступ):
ставится на месте паузы, выделяющей значимые части текста. Начинает новую мысль, намечает переход от одной темы к другой:
Все математики, с которыми мне приходилось встречаться в школе и после школы, были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. ...
И всё-таки был один математик в нашей школе, который отличался от всех других...
– Тит! иди молотить!
– Брюхо болит.
– Тит! Иди кашу есть!
– А где моя большая ложка?